Методика работы с логопедическим тренажером «Дэльфа-142.1» (фрагмент)
Представляемый вашему вниманию обновленный компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника.
Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи.
Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи учащихся, в частности, в специальных (коррекционных) школах, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза, а также образовательных организациях инклюзивного образования.
Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей.
Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.
В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией – переходный от игровой к учебно-игровой. Следовательно, компьютер функционирует в рамках ведущей деятельности учащихся.
В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.
Тренажер – это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала.
Тренажер самостоятельно справляется с учебной загрузкой ученика. В это время учитель-логопед может уделить больше внимания другому ученику, тем самым, увеличив количество времени, отводимое на индивидуальные занятия с одним ребенком.
При всех положительных свойствах компьютер не сможет выполнить всю работу за учителя: он не может научить ребенка выполнять те или иные учебные действия, если они не были сформированы ранее; он не сможет объяснить ученику, почему у него что-то не получается.
Направления работы с тренажером
Формирование фонематического восприятия
Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости).
Все задания, связанные с чтением, являются полифункциональными.
Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.
Учитель может отобрать для работы лексику какой-либо одной тематической группы или разных групп.
Обучение грамоте
Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из двух частей», «Собери букву из четырех частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы;
«Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога.
Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец». Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.
Формирование и коррекция навыка чтения
Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания.
В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений.
Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.
Формирование лексико-грамматической стороны речи
В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом» (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса).
Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие словари.
Формирование связного высказывания
В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине».
В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа.
В упражнении «Рассказ по картине» представлена 21 картина русских художников в различных жанрах. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение.
Для старшеклассников в варианте упражнения «для отличников» используются также стихотворные отрывки из классических или фольклорных произведений.
Сначала ученику предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором, затем подробно проанализировать картину (ответить на вопросы). Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется.
Если ребенок затрудняется в ответе на вопросы, учитель может вывести на экран опорную лексику.
На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины.
Появляется репродукция, с которой учитель и ученик могут работать с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т.е. картинный план рассказа.
В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа.
На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа учеником.
При этом ключевые слова учитель может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы ребенок мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа.
Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста. Эти же рассказы могут служить для сравнения с сочинениями (письменными) учащихся с целью их самооценки и самокоррекции.