Использование набора музыкальных компакт-дисков для расширения возможностей логопедического тренажера (фрагмент)
Первые шаги по ознакомлению с шедеврами классической музыки детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать с помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1», который вместе с набором специально подобранных компакт-дисков образует настоящий аудиовизуальный комплекс.
Небольшие музыкальные отрывки звучат в виде поощрения во многих упражнениях меню «Буква», «Слово», «Слог» и «Предложение». Ко всем картинам, используемым в упражнениях «Рассказ по картине» и «Рассказ по картине (для отличников)», подобраны музыкальные иллюстрации. Чтобы прослушать их, надо нажать экранную кнопку «Музыкальный фрагмент».
Продолжительность музыкальных отрывков весьма невелика — от нескольких секунд до минуты. Чтобы прослушать ту же музыку в более продолжительном варианте или даже целиком, надо воспользоваться записями на компакт-дисках.
Весьма вероятно, что в процессе использования аудиовизуального комплекса, логопед захочет использовать другую музыкальную иллюстрацию. Как это сделать, описано в практическом руководстве к логопедическому тренажеру.
Пример заданий по одной из картин (фрагмент):
В. Васнецов. «Алёнушка»
Музыкальная иллюстрация:
С. Рахманинов. Симфония № 2.
Фрагмент III части.
Для музыкальной иллюстрации картины мы выбрали фрагмент третьей части (приблизительное время от начала – 4’23[1]).
Задание 1: «Музыка передает настроение картины»
На экране I упражнения нажмите на кнопку с изображением громкоговорителя («Музыкальный фрагмент»). Прослушайте с ребенком фонограмму до конца, при необходимости несколько раз. Расскажите ему, почему именно эта музыка иллюстрирует картину. Обратите внимание на следующие важные элементы: общее грустное настроение; неторопливое движение; минорный лад; интонации, близкие вздохам, плачу; особые «жалостные» тембры инструментов. Найдите подтверждение этим элементам на картине.
Задание 2: «Подходит – не подходит»
Прослушайте с ребенком доступные произведения из списка:
- А. Лядов «Колыбельная» из цикла «Восемь русских народных песен».
- Э. Григ. «Песнь Сольвейг» из Первой сюиты «Пер Гюнт».
- П. Чайковский «Сладкая греза» и цикла «Детский альбом».
- А. Лядов «Шуточная» («Я с комариком плясала») из цикла «Восемь русских народных песен».
Попросите ребенка рассказать, почему фрагменты 1 и 2 подходят к картине, а фрагменты 3 и 4 — нет. Обратите его внимание на следующие детали:
- В «Колыбельной» А. Лядова горестное повторение начального мотива, на фоне которого неторопливо идет грустная мелодия, создает настроение тоски и одиночества, которым наполнена картина.
- Теплота и проникновенность «Сладкой грезы», возникающая благодаря постоянному мерцанию «мажор-минор» уносит в мир детских грез и мечтаний, еще не потревоженный суровой действительностью.
- Более сложная ситуация возникает при прослушивании «Песни Сольвейг». Минорный лад песни соответствует настроению картины. Однако состояние Сольвейг более эмоционально и активно. Это слышно в широко распетой прекрасной мелодии. Алёнушка, напротив, погружена в себя и как бы застыла в своем состоянии.
- «Шуточная», плясовая песня «Я с комариком плясала», вовлекает слушателя в стихию движения и поэтому никак не может затронуть оцепеневшую в горе Алёнушку.
Задание 3: «Услышать знакомый фрагмент»
Прослушайте фрагмент третьей части симфонии с диска, начиная приблизительно с отметки 4’15”, то есть за 8-10 секунд до наступления знакомого фрагмента и попросите ребенка поднять руку или сделать другое удобное ему движение в тот момент, когда начнет звучать музыка, известная ему по картине.
Задание 4: «Разыграть эпизод, изображенный на картине»
Учитель может предложить ребенку изобразить Алёнушку (ее позу, движения, выражение лица) под музыку. Это могут быть самые простые движения: покачивания головой, телом, горестные вздохи и т.д. Если ребенок в силу особенностей своего развития не может самостоятельно выполнить эти движения, можно применить методику пассивных движений. Педагог или один из родителей усаживают ребенка в нужную позу и делают движения его руками, параллельно комментируя происходящее. Вначале это удобнее делать без музыки, а потом — включать музыкальный фрагмент.
[1] Здесь и далее временные отметки приводятся нами только в качестве ориентиров, поскольку реальные показатели могут значительно отличаться в записях разных исполнителей.