<< Оглавление

Методические рекомендации по работе над голосовыми модуляциями (фрагмент)


Трудно переоценить значение выразительности речи. Согласитесь, что даже блестящая по содержанию речь, произнесенная монотонно, невыразительно, воспринимается слушателями без всякого интереса. Более того, интонация — не только средство выразительности речи, она является важным средством выявления смысла высказывания: одно и то же предложение, произнесенное с различной интонацией, получает иное значение.

Может показаться, что формированию выразительной речи может препятствовать только нарушенный слух. Это действительно так по отношению к детям, имеющим значительное снижение слуха. Те из них, кому в раннем возрасте (до 3-х лет) будет проведена кохлеарная имплантация, смогут овладеть полноценной устной речью. Безречевые дети, которым эта операция будет сделана позже, легче смогут пополнять свой словарь, однако интонация сама по себе у них не появится. А специальная работа в этом направлении получит с помощью тренажера «Дэльфа-142.1» визуальную поддержку. Более того, полезно будет использовать упражнения раздела «Звукопроизношение» для закрепления верного произнесения конкретных звуков. Можно утверждать, что работа над произвольным включением и выключением голоса, изменением его высоты и выполнение иных заданий пополнит умения и навыки, которым владеет ребенок.

Прежде всего, необходимо восстановить речевой выдох — плавный, слитный. Сделать это можно с помощью упражнений, начиная с самых легких: «Чашка чая» и «Праздничный пирог».

Очевидно, что, приступая к работе, следует выбрать такие настройки, которые создадут режим наибольшего благоприятствования для говорящего.

В сложных случаях не так легко перейти к слитности: непрерывной в течение определенного времени фонации или произнесению какого-либо звука, вокализованного (с голосом) слога: ЛЯЛЯЛЯ, ВАВАВАВА. На этом этапе можно использовать Бабочку, Мельницу.

Нелегко будет услышать голос разной громкости. В этих попытках можно опираться на упражнения «Колобок», «Бегемотик», «Извержение вулкана».

Каждый из нас, без сомнения, слышал такую оценку голоса певца (певицы): «Огромный диапазон! С таким можно петь партии и…, и…». Широкий диапазон позволяет использовать голосовые модуляции. А в случае чрезмерного сближения верхней и нижней его границ голосовые модуляции могут «обрезаться».

Трудно сказать, каким частотным диапазоном ребенка можно удовлетвориться, в каждом конкретном случае это надо решать отдельно. Данные по нормально развивающимся детям говорят о следующем:

– в 8–10 лет они имеют диапазон голоса от 320 до 512 Hz;

– к 10–12 годам он расширяется до 290–580 Hz;

– в 12–14 лет диапазон голоса достигает 256–680 Hz;

Представим себе речь обычного десятилетнего ребенка, можем ли мы назвать ее выразительной? Без сомнения. Следовательно, «коридор» в 290 Hz (разница между верхней и нижней границей диапазона) обеспечивает разнообразие интонаций в устной речи. Важно, чтобы ребенок мог произвольно (в зависимости от смысла высказывания) менять высоту голоса. Обычные дети овладевают этим умением, подражая речи окружающих, но среди тех, кто имеет те или иные нарушения в развитии, есть дети, требующие специальной работы в этом направлении.

Начиная работу над интонацией, необходимо выявить имеющийся у ребенка диапазон голоса. Эту возможность вам предоставят многие упражнения логопедического тренажера, например, «Вертолет» или «Лифт». Порядок работы в окне «Диапазон голоса» подробно описан в первой части Практического руководства. Здесь же обратим внимание на некоторые приемы работы и возможные ошибки на первых порах.

Для определения нижнего звука диапазона щелкните мышью по кнопке с изображением камертона, затем попросите ученика протяжно произнести (или пропеть) любой звук самым низким голосом («говори, как медведь»). В момент звучания щелкните по левой ноте с изображением басового ключа. Таким же образом определите верхний звук, щелкнув в нужный момент по ноте со скрипичным ключом.

Подчеркнем, что, определяя нижний и верхний звук диапазона, не следует поощрять ребенка, произносящего звуки на пределе своих возможностей. Надо стремиться к тому, чтобы зафиксированные программой верхний и нижний звуки отражали реальные границы его диапазона в данный момент, и были для ученика легко доступными в произнесении. В ином случае их повторение при работе с упражнениями может стать трудной задачей и снизить эффективность занятий в целом.

Фиксируя звуки, щелкайте мышью по изображению нот в скрипичном и басовом ключе в момент устойчивого звучания голоса ученика и следите при этом за появляющимися цифровыми значениями звуков в герцах. Зная приблизительные значения типичного детского голоса (см. выше), вы без труда увидите возможные превышения средних цифр и сможете продолжить пробы до достижения устойчивых показаний.

Очень советуем поупражняться в определении диапазона вначале на примере собственного голоса, чтобы убедиться в том, насколько это несложно и как точно компьютер может фиксировать частоту звуков при правильных действиях специалиста.

Последующая работа над голосовыми модуляциями в зависимости от выявленного частотного диапазона может идти в двух направлениях. В том случае, когда узкий диапазон не позволяет ребенку интонировать, необходимо работать над его расширением. Заметим, что не стоит тешить себя надеждами изменить голос ребенка: глуховатый превратить в звонкий, высокий (но не дефектный) — снизить, и т. д.

Нет никакой необходимости увлекаться работой над значительным расширением диапазона голоса ребенка. В разговорной речи умение повысить голос, например, до 700 Hz. не найдет применения. Напротив, бесконечное проведение голосовых упражнений в верхнем голосовом регистре таит в себе серьезную опасность «раскачать» голос. В свою очередь нестабильно звучащий голос может привести к фальцету.

Перед тем как предлагать упражнение ребенку, необходимо выполнить его самому (базируясь на собственном диапазоне). Делается это для того, чтобы не превысить порог трудности выполнения задуманного. В разных упражнениях визуализация на экране имеет различную степень выразительности. Естественно, предпочтение следует отдавать тем упражнениям, отображение которых наиболее стабильно и очевидно.

В выработке речевого дыхания, слитности и громкости речи, умении произвольно включать голос ребенок уже тренировался, когда выполнял часть упражнений тренажера из предыдущих разделов меню. Теперь перейдем к целенаправленной работе над голосовыми модуляциями. Начнем с упражнений «Вертолет» и «Подводная лодка». Эти упражнения, во-первых, предоставляют возможность выявить диапазон голоса, доступный в данный момент для конкретного ребенка. Во-вторых, оба эти упражнения поддерживают работу по произвольному изменению основной частоты голоса как в сторону ее повышения, так и в сторону ее понижения.

Ребенок может просто вокализировать, произносить гласные звуки (не дефектные!). Можно попытаться изобразить простенькую мелодию: «Ляляля…». Играя голосом, поднимая и опуская вертолет (подводную лодку), ребенок учится владению своим голосом. Учитель может давать ученику задание достигнуть определенной высоты подъема вертолета. На экране эту высоту можно пометить птичкой, переместив ее с помощью клавиш-стрелок или методом drag-and-drop мышью в нужную точку. В упражнении «Подводная лодки» аналогичную функцию выполняет изображение осьминога. Ребенок, голос которого не имеет тенденции к фальцету, может перемещать цели как угодно. Основное правило: не выходить при этом за границы своего диапазона и не перемещать предмет с большой скоростью, а делать это плавно и спокойно.

В процессе работы Вы закрепляете понятия «низкий», «нормальный», «высокий» голос и в дальнейшем будете пользоваться этими терминами для корректировки выполнения заданий.

Особенно четко программа фиксирует подъем голоса. Произнесите фразу: «Это дом», повысив голос на слове «это», а затем — на слове «дом». Смысл фразы окажется иным, поскольку именно повышением высоты и силы голоса мы выделяем в речи логическое ударение. Повышением голоса в конце фразы отличается и вопросительная интонация. Следовательно, упражнения этой группы мы можем использовать и в работе над логическим ударением и интонацией. Главное — научить ребенка отслеживать на экране важные визуальные образы.

Работа с компьютерной поддержкой развивает внимание ребенка, умение анализировать зрительную информацию, связывать ее с собственной речевой деятельностью.

Обратите внимание на то, что при появлении в голосе назального оттенка высота подъема вертолета резко уменьшается. В этом случае следует временно отказаться от длительной вокализации. Ребенку следует перейти к упражнению «Космический стрелок, с помощью которого восстанавливается правильная работа небной занавески. После некоторого периода безошибочной работы со «Стрелком» можно вернуться к голосовым модуляциям.