<< Оглавление

Психолого-педагогическое обоснование логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» (фрагмент)


Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

В программе учтены особенности зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Это относится к формам и размерам картинок и слов, ко времени демонстрации материала на экране.

Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит.
В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например, с предложениями) предоставляется возможность выбрать время демонстрации.

Для коррекции целостности восприятия педагог может использовать следующие упражнения программы:

«Собери букву из двух частей»,

«Собери букву из четырех частей»,

«Собери букву (для отличников)».

В упражнениях «Найди букву», «Найди слог», «Мозаика» наряду с пространственной ориентацией, умением глобального восприятия слога или слова развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.

Тренажер учитывает особенности зрительного восприятия и памяти детей с речевой патологией. В рабочей зоне экрана находится не более трех картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания.

Материал, непосредственно составляющий смысл упражнения, выполнен крупно и ярко. Экран разделен на несколько зон. Задание к упражнению всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет работать ученик, расположено в центральной части экрана, «поле выбора» занимает нижнюю часть экрана. Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения желтого, зеленого, красного и синего цветов. Текстовый материал, выбранный для запоминания, выполнен в этих тонах. Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении.

Ребенок выполняет задание «Собери букву». Он собирает несколько букв, подводится итог его работе. Затем учитель может спросить, какие буквы только что собирал ребенок. Вопрос о том, над какими словами или буквами мы работали, какие картинки ты запомнил, должен звучать в конце каждого занятия.
Это будет стимулировать мнемическую деятельность ребенка и позволит в более короткие сроки добиться ощутимых улучшений качества памяти.

Для развития произвольного запоминания, увеличения объема оперативной памяти можно использовать упражнения «Мозаика» и «Мерцающая мозаика».

Эти упражнения полифункциональные. При их выполнении ребенок тренирует концентрацию и переключаемость внимания, объем памяти, развивает звукобуквенный анализ слова.

В программе «Дэльфа-142.1» существует целый ряд упражнений, позволяющих тренировать ребенка в соотнесении объекта с его планом или частью. Это все упражнения типа «Собери букву», упражнения «Найди букву», «Найди слог», «Конструктор», а также «Распредели существительные по обобщающим понятиям».

Работу по формированию речи как средства мыслительной деятельности следует начинать на материале практических задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами.

В логопедическом тренажере предусмотрено несколько вариантов упражнений данного типа: «Картинки», «Грузовик», «Прятки простые» и «Прятки сложные» (на материале картинок).Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений, характеризовать временную последовательность.
Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять ее, способствует гибкости мышления.

Для обучения умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений – к словесным обозначениям.

В этом большую роль играют разнообразные грамматические конструкции (предложные, союзные, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.). В этом большую помощь могут оказать упражнения блока «Предложение».

Упражнения программы помогают проводить дифференциацию оптических образов букв, формировать звуковой анализ и синтез, классифицировать речевой материал с разными основаниями классификации.

Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления позволяет, в частности, специальная организация языкового материала, направленная на активизацию самостоятельной речевой деятельности ребенка. При работе с программой появляются только положительные эмоции. Этому способствует общий «природный» стиль тренажера, добрые, веселые картинки, отсутствие резких звуков и быстрого движения на экране. Программа стимулирует развитие реальной самооценки у детей.

Система оценок тренажера объективна и не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная и не обижает детей.

Чтобы ученик мог оценить результаты своего труда, сравнить их с предыдущим выполнением задания, в программе предусмотрен режим выведения итога работы. Без выставления оценок подсчитывается количество правильных и неправильных ответов на вопросы.

В каждом из упражнений программы существует два режима их выполнения. Это – «Обучение» и «Контрольная».

В режиме «Обучение» ученик имеет право ошибаться. При первой ошибке тренажер привлекает внимание ребенка к строке задания. Вполне вероятно, что ошибка может быть вызвана тем, что ученик неверно воспринял смысл задания.
При этом, учебная часть задания (буква, слог, слово и т.д.) не меняется. Ученик возвращается к решению той же самой задачи.

При второй ошибке, которая чаще всего может быть вызвана тем, что ребенок неверно решил учебную задачу, тренажер указывает на верный выбор миганием.
Если и в этом случае ученик не справляется с упражнением и совершает третью подряд ошибку, на экране появляется большой вопросительный знак – символ действия «Обратись к учителю».

Вполне вероятно, что материал по данному упражнению необходимо проработать еще раз с педагогом, либо выбрать для этого ученика более простой уровень выполнения задания.

Режим «Контрольная» должен устанавливаться педагогом только в том случае, если есть уверенность в том, что ученик полностью усвоил данную часть учебного материала и самостоятельно справляется с этим материалом, работая в режиме «Обучение».

Программа «Дэльфа-142.1» построена исключительно на основе игровых приемов. Дети могут не замечать, что, выполняя эти веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале.

Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики.

Тренажер «Дэльфа-142.1» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д.

Система словарей тренажера опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д.

Программа «Дэльфа-142.1» помогает создать положительный эмоциональный фон занятий.

Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребенка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо.

Осуществлен гуманный подход к оценке выполнения заданий. Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребенка, не создает комплекса неуспешности.
Наличие нескольких уровней сложности позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень.

Функционирование окна «Итог» максимально продумано с точки зрения особенностей данных категорий детей. Итог появляется только по окончании работы. В процессе выполнения заданий ничто не тревожит и не отвлекает ребенка.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования позволили психологам установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на взрослого человека и ребенка, вызывающих возбуждение, торможение, тревогу и т.д. В соответствии с результатами данных исследований основную гамму программы составили зеленые, желтые, желто-зеленые, светло коричневые тона. Они не отвлекают ребенка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно-психического равновесия. Звуковая поддержка программы приятна и имеет функцию отключения при необходимости.