Личный кабинет     Вход

Логопедический тренажер "Дэльфа-142.1"

РАЗРАБОТКА ● ПРОИЗВОДСТВО
     ПРОДАЖА ● ПОДДЕРЖКА
+7 (495) 142-0736
+7 (925) 585-4834
+7 (926) 426-1166
delfabuh@mail.ru

В помощь специалистам

 Логопедические тренажеры ДэльфаМ
Главные принципы

  Простота управления
    тренажером
  Разнообразный стимульный
    материал
  Игровые приемы обучения
  Учет зоны ближайшего
    развития
  Оптимальная цветовая
    гамма
  Уровневый характер
    заданич
  Неагрессивные персонажи
  Контроль за усвоением
    материала
  Разнообразные поощрения
  Отсутствие жестких оценок

Буква

Звуко-буквенный анализ слова

Система упражнений позволяет эффективно развивать фонематическое восприятие, работать над дифференциацией согласных оппозиционных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу артикуляции

В распоряжении педагога самый разнообразный стимульный материал:
- картинки
- звучащая речь
- набор общих и тематических словарей, где парные согласные дифференцируются в начале, в середине и в конце слов



Буква

Обучение чтению


Система упражнений позволяет:


  закрепить в сознании ребенка звуко-
    буквенную связь
  сформировать целостный образ
    буквы
  развивать умение сличать печатный
    текст с образцом
  работать над профилактикой
    дисграфии и дислексии
  вырабатывать навык опознавания
    букв и буквосочетаний в ряду
    похожих





Слог

Слоговая структура односложных и двухсложных слов

  тренировка в правильном
    чтении слов
  формирование
    целостного восприятия
    слова
  постановка прямых и
    обратных слогов в слова
  формирование звуко-
    буквенных грамматических
    обобщений



Слог
Слоговая структура трехсложных слов

  формирование словесной догадки
  развитие слогового, буквенного и звукового анализа слова
  развитие элементарных навыков послогового чтения
  конструирование слова с опорой на его зрительный или звучащий образ
  расширение словарного запаса



Слово

Морфологическое значение



  Обучение наблюдению за
    языковым материалом

  Формирование анализа и
    синтеза языкового
    материала

  Представление о
    морфологических категориях
    времени, рода и числа

  Умение классифицировать
    слова по лексическим и
грамматическим значениям




Слово

Лексическое значение


  Расширение лексического запаса
  Работа с многозначностью слова
  Парадигматические связи слов
  Уточнение значений грамматических форм слов



Предложение

  Установление смысловых и формальных связей
  Преодоление синтаксического аграмматизма
  Согласование слов в предложении
  Овладение значениями предлогов и союзов



Обучение пересказу
Формирование связного высказывания

Система работы с текстом:
  чтение рассказа
  ответы на вопросы
  словарная работа
  самостоятельный пересказ по
    опорным словам

Набор текстов семи уровней
сложности: от простого короткого
повествовательного текста (1-й
уровень) до больших текстов со
сложными речевыми конструкциями и
скрытым смыслом (6-й уровень), а
также текстов в научно-популярном стиле
(7 уровень)




Рассказ по картинке

Используются картины русских художников-классикоа, различные по
жанровым характеристикам и эмоциональному фону

Этапы работы:
  первичное восприятие картины
  ответы на вопросы по картине
  лексическая работа
  повторное восприятие картины
  самостоятельный рассказ по картине




Картины русских художников-классиков
XIX-XX веков – это высокохудожественные
произведения, которые сами по себе уже
обладают воспитательным действием
Они передают широкий спектр эмоций: от
простых переживаний до комплексных и
эмоций полутонов
Правильно построенный процесс
восприятия этих произведений
способствует речевому и эмоциональному
развитию детей


Одно из важных направлений работы – расширение лексического запаса, овладение новыми речевыми конструкциями
В тренажере предусмотрено пошаговое речевое подкрепление, а также возможные варианты готовых рассказов



(для воспроизведения звука
щелкните по значку)

Для дополнительного стимулирования самостоятельного речевого
высказывания
  к каждой картине подобран музыкальный фрагмент, соответствующей
    эмоциональной направленности. Предусмотрена возможность вставить другой
  музыкальный фрагмент, исходя из пожеланий учителя
    подобраны отрывки из стихотворений, отвечающие логике картины


  Графическое выделение наиболее важных смысловых точек картины
    применяется в одном из экранов упражнения. Оно помогает ребенку выделить
    главное, не теряя связи с другими деталями картины

  Создается возможность подробно и всесторонне обсудить с учителем
    содержание картины и отработать соответствующую лексику

 

О.Е. Грибова.

Методика работы с тренажером "Дэльфа-142.1"

Грибова Ольга Евгеньевна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования

Представляемый Вашему вниманию обновленный компьютерный тренажер "Дэльфа-142.1" вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника.

Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи.
Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи учащихся школы V вида, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. В частности в школах для слабослышащих детей, в детских садах и школах для детей с ЗПР, в школах VIII вида.

Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей.

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.

В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией – переходный от игровой к учебно-игровой. Следовательно, компьютер функционирует в рамках ведущей деятельности учащихся.

В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

Тренажер – это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала.

Тренажер самостоятельно справляется с учебной загрузкой ученика. В это время учитель-логопед может уделить больше внимания другому ученику, тем самым, увеличив количество времени, отводимое на индивидуальные занятия с одним ребенком.

При всех положительных свойствах компьютер не сможет выполнить всю работу за учителя: он не может научить ребенка выполнять те или иные учебные действия, если они не были сформированы ранее; он не сможет объяснить ученику, почему у него что-то не получается.

Направления работы с тренажером

Формирование фонематического восприятия

Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости).

Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными.

Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.
Учитель может отобрать для работы лексику какой-либо одной тематической группы или разных групп.

Обучение грамоте

Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы;
«Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога.

Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец». Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.

Формирование и коррекция навыка чтения

Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания.

В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений.

Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.

Формирование лексико-грамматической стороны речи

В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом» (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса).

Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие словари.

Формирование связного высказывания

В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине».

В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа.

В упражнении «Рассказ по картине» представлены 21 картина русских художников, различные по жанровой характеристике. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение.

Для старшеклассников в варианте упражнения «для отличников» используются также стихотворные отрывки из классических или фольклорных произведений.

Сначала ученику предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором, затем подробно проанализировать картину (ответить на вопросы). Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется.

Если ребенок затрудняется в ответе на вопросы, учитель может вывести на экран опорную лексику.

На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины.

Появляется репродукция, с которой учитель и ученик могут работать с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т.е. картинный план рассказа.
В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа.

На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа учеником.

При этом ключевые слова учитель может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы ребенок мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа.

Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста. Эти же рассказы могут служить для сравнения с сочинениями (письменными) учащихся с целью их самооценки и самокоррекции.


Н.В. Мазурова.

Психолого-педагогическое обоснование тренажера "Дэльфа-142.1"

Мазурова Надежда Владимировна,
доктор психологических наук,
профессор кафедры нейро- и патопсихологии
Российского государственного гуманитарного университета

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

В программе осуществился учет особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Это относится к формам и размерам картинок и слов, ко времени демонстрации материала на экране.

Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит.
В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например с предложениями) предоставляется возможность выбрать время демонстрации.

Для коррекции целостности восприятия педагог может использовать следующие упражнения программы:

«Собери букву из 2-х частей»,
«Собери букву из 4-х частей»,
«Собери букву (для отличников)».

В упражнениях «Найди букву», «Найди слог», «Мозаика» наряду с пространственной ориентацией, умением глобального восприятия слога или слова развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.

Тренажер учитывает особенности зрительного восприятия и памяти детей с речевой патологией. В рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания.

Материал, непосредственно составляющий смысл упражнения, выполнен крупно и ярко. Экран разделен на несколько зон. Задание к упражнению всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет работать ученик, расположено в центральной части экрана, «поле выбора» занимает нижнюю часть экрана. Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения желтого, зеленого, красного и синего цветов. Текстовый материал, выбранный для запоминания, выполнен в этих тонах. Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении.

Ребенок выполняет задание «Собери букву». Он собирает несколько букв, подводится итог его работе. Затем учитель может спросить, какие буквы только что собирал ребенок. Вопрос о том, над какими словами или буквами мы работали, какие картинки ты запомнил, должен звучать в конце каждого занятия.
Это будет стимулировать мнемическую деятельность ребенка и позволит в более короткие сроки добиться ощутимых улучшений качества памяти.

Для развития произвольного запоминания, увеличения объема оперативной памяти можно использовать упражнения «Мозаика» и «Мерцающая мозаика».

Эти упражнения полифункциональные. При их выполнении ребенок тренирует концентрацию и переключаемость внимания, объем памяти, развивает звукобуквенный анализ слова.

В программе «Дэльфа-142.1» существует целый ряд упражнений, позволяющих тренировать ребенка в соотнесении объекта с его планом или частью. Это все упражнения типа «Собери букву», упражнения «Найди букву», «Найди слог», «Конструктор», а также «Распредели существительные по обобщающим понятиям».

Работу по формированию речи как средства мыслительной деятельности следует начинать на материале практических задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами.

В логопедическом тренажере предусмотрено несколько вариантов упражнений данного типа: «Картинки», «Грузовик», «Прятки простые» и «Прятки сложные» (на материале картинок).

Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений, характеризовать временную последовательность.
Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять ее, способствует гибкости мышления.

Для обучения умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений – к словесным обозначениям.

В этом большую роль играют разнообразные грамматические конструкции (предложные, союзные, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.). В этом большую помощь могут оказать упражнения блока «Предложение».

Упражнения программы помогают проводить дифференциацию оптических образов букв, формировать звуковой анализ и синтез, классифицировать речевой материал с разными основаниями классификации.

Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления позволяет, в частности, специальная организация языкового материала, направленная на активизацию самостоятельной речевой деятельности ребенка. При работе с программой появляются только положительные эмоции. Этому способствует общий «природный» стиль тренажера, добрые, веселые картинки, отсутствие резких звуков и быстрого движения на экране. Программа стимулирует развитие реальной самооценки у детей.

Система оценок тренажера объективна и не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная и не обижает детей.
Чтобы ученик мог оценить результаты своего труда, сравнить их с предыдущим выполнением задания, в программе предусмотрен режим выведения итога работы. Без выставления оценок подсчитывается количество правильных и неправильных ответов на вопросы.

В каждом из упражнений программы существует два режима их выполнения. Это – «Обучение» и «Контрольная».

В режиме «Обучение» ученик имеет право ошибаться. При первой ошибке тренажер привлекает внимание ребенка к строке задания. Вполне вероятно, что ошибка может быть вызвана тем, что ученик неверно воспринял смысл задания.
При этом, учебная часть задания (буква, слог, слово и т.д.) не меняется. Ученик возвращается к решению той же самой задачи.

При второй ошибке, которая чаще всего может быть вызвана тем, что ребенок неверно решил учебную задачу, тренажер указывает на верный выбор миганием.
Если и в этом случае ученик не справляется с упражнением и совершает третью подряд ошибку, на экране появляется большой вопросительный знак – символ действия «Обратись к учителю».

Вполне вероятно, что материал по данному упражнению необходимо проработать еще раз с педагогом, либо выбрать для этого ученика более простой уровень выполнения задания.

Режим «Контрольная» должен устанавливаться педагогом только в том случае, если есть уверенность в том, что ученик полностью усвоил данную часть учебного материала и самостоятельно справляется с этим материалом, работая в режиме «Обучение».

Программа «Дэльфа-142.1» построена исключительно на основе игровых приемов. Дети могут не замечать, что, выполняя эти веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале.

Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики.

Тренажер «Дэльфа-142.1» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д.

Система словарей тренажера опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д. Программа «Дэльфа-142.1» помогает создать положительный эмоциональный фон занятий.

Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребенка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо.

Осуществлен гуманный подход к оценке выполнения заданий. Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребенка, не создает комплекса неуспешности.
Наличие нескольких уровней сложности позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень.

Функционирование окна «Итог» максимально продумано с точки зрения особенностей данных категорий детей. Итог появляется только по окончании работы. В процессе выполнения заданий ничто не тревожит и не отвлекает ребенка.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования позволили психологам установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на взрослого человека и ребенка, вызывающих возбуждение, торможение, тревогу и т.д.
В соответствии с результатами данных исследований основную гамму программы составили зеленые, желтые, желто-зеленые, светло коричневые тона. Они не отвлекают ребенка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно-психического равновесия. Звуковая поддержка программы приятна и имеет функцию отключения при необходимости.

Здравствуйте, Гость!

Авторизация

E-Mail    

Пароль  

Авторизация необходима для оформления докумен- тов на оплату товара


Актуальный вопрос
Константин А. (Хабаровск). Очень долго искал ваш сайт. Набирал и Дельфа, и Дельфа-142, пока не понял своей ошибки: вторая буква - э. Вам не кажется, что это как-то не по законам русского языка?
Дэльфа М: Такое наименование сложилось в результате сокращения слов, входящих в наименование Подробнее...

© 2006-2019, ООО "Дэльфа М". Все права защищены. При копировании материалов сайта ссылка на главную страницу сайта обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования