Программа «РАС. Жизненные компетенции» на новом этапе совершенствования
В ноябре в Москве состоялись важные мероприятия, касающиеся образования и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это конференция «Заботливая школа — 2003» и презентация в МУППИ программы переподготовки «Педагог-дефектолог по работе с лицами с расстройствами аутистического спектра». Благодаря участию в этих мероприятиях специалисты компании "Дэльфа М" скорректировали план обновления и развития компьютерных программ для детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Летом 2023 г. начались продажи нового продукта компании «Дэльфа М» — коррекционной программы для детей с расстройствами аутистического спектра «РАС. Жизненные компетенции». В процессе ее успешной апробации в Федеральном ресурсном центре по организации комплексной работы с детьми с РАС МГППУ были с благодарностью приняты и учтены при доработке замечания специалистов, появившиеся в ходе уроков и во внеурочной деятельности. Но с выпуском в свет работа не заканчивается, программа нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, как и любой образовательный продукт. Поэтому сотрудники компании регулярно посещают педагогические конференции и другие мероприятия, позволяющие узнать о перспективных направлениях работы с детьми с ОВЗ, в частности с РАС, о проблемах в этой области, в решении которых программа могла бы помочь дефектологам.
Прошедшая в начале ноября V Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем — Заботливая школа» собрала специалистов госпитальных школ и общеобразовательных организаций, осуществляющих работу с детьми, находящимися на длительном лечении в стационарах медицинских организаций. Среди множества обсуждаемых вопросов в центре внимания специалистов было обеспечение конституционного права на образование всех детей, в том числе тех, кто из-за тяжести заболеваний проводит долгое время в больничных условиях.
![]() |
![]() |
![]() |
Проблема проявляется особенно остро в отношении детей с ОВЗ, которым особенно важно обеспечить непрерывность образовательного процесса и регулярность занятий как по основным предметам школьной программы, так и в дисциплинах коррекционного цикла. На конференции не раз отмечалось, что таким детям, а детям с аутизмом — особенно, жизненно необходимо не потерять связь с домом, не забыть приобретенные ранее бытовые навыки. В этом смысле программа «РАС. Жизненные компетенции» с ее широким набором упражнений в области социально-бытовой ориентировки всецело отвечает данным требованиям, как образовательный инструмент, способный одновременно отвлечь ребенка от негативных впечатлений от пребывания в больнице, дать и в игровой форме закрепить полезные знания и навыки, при этом применяя щадящие требования к подвижности обучающегося, а также позволяя использовать на занятии минимум оборудования (можно использовать один лишь ноутбук или даже планшет на операционной системе Windows). А простота и доступность работы с программой сделают ее применимой даже взрослыми без специальной педагогической подготовки, в том числе медсестрами, воспитателями, родителями больных детей — всеми теми, кто во второй половине долгого больничного дня заботится о полноценном и интересном досуге маленьких пациентов.
Вторым важным мероприятием ноября стало участие компании «Дэльфа М» в презентации новой программы профессиональной переподготовки работников образовательных и иных организаций «Педагог-дефектолог по работе с лицами с расстройствами аутистического спектра», прошедшей в Международном университете психолого-педагогических инноваций.
Среди основных спикеров этого мероприятия были известные педагоги Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и И.Л. Шпицберг, представивший поразительные результаты работы центра «Наш Солнечный Мир» по сопровождению и абилитации людей с РАС разного возраста. Опыт работы этого центра помог усовершенствовать представленную программу профессиональной переподготовки. Нам было приятно получить приглашение на это мероприятие, поскольку встречи в подобном формате позволяют ближе познакомиться с результатами практической деятельности специалистов, обсудить с ними особенности образовательного процесса и потребности детей, которые будет полезно учесть в будущих обновлениях нашей программы.
Профессиональная переподготовка педагогов специально для работы с детьми с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра, стала особенно важной в связи с выходом профессионального стандарта педагога-дефектолога, предъявляющего к соискателю должности учителя-дефектолога требование иметь высшее образование по профилю деятельности.
|
|
Фото с сайта МУППИ https://muppi.ru/about/news/prezentatsiya-novoy-programmy-perepodgotovki-instituta-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya |
Ознакомившись с представленными на педагогической гостиной методиками и изучив нормативные документы, мы пришли к выводу, что компьютерная программа «РАС. Жизненные компетенции» в целом вписывается в работу учителя-дефектолога в соответствии с новым стандартом. Реализуя образовательную программу для обучающихся с РАС, он должен использовать разнообразные методы и инструменты обучения, в т.ч. из области цифровых технологий, подобранные в соответствии с индивидуальными особыми образовательными потребностями ученика. В этом деле компьютерные программы, подобные «РАС. Жизненные компетенции», могут стать хорошим подспорьем для педагога. Опираясь на содержание, рекомендованное адаптированными образовательными программами для детей с РАС, наша программа помогает детям развивать предусмотренные образовательными программами умения, обеспечивая практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, помогая стимулировать ребенка к социальному взаимодействию и освоению бытовых навыков. Тем не менее, после выступлений участников гостиной, мы убедились в том, что сейчас программе необходимо расширение: в ней нужно больше упражнений для старших детей, которым вскоре предстоит проявлять значительную самостоятельность в организации своей жизнедеятельности.
Материалы этих мероприятий, как и всех других подобного рода, анализируются разработчиками и будут учтены в ближайших обновлениях программы «РАС. Жизненные компетенции».