Сюжетные картинки в логопедическом тренажере «Дэльфа-142.1»
«Сюжетные картинки» — это многофункциональное упражнение логотренажера «Дэльфа-142.1», о котором хотелось бы рассказать сегодня. Такие упражнения способствуют развитию умения правильно выстраивать линию рассказа (логика), формируют элементарные знания о композиции связного высказывания (связная речь), стимулируют поиск наиболее точных и образных средств (мышление) и использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями, а также сочетают речевые задания с содержанием картин (развитие речевых навыков). Кроме этого, сюжетные картинки — важнейший инструмент диагностики, которым пользуется широкий круг специалистов — от логопедов до нейропсихологов. Мы знаем, что любая работа с ребенком начинается с диагностического вводного занятия, во время которого специалист намечает себе задачи для коррекционной работы.
Начнем с умения выстраивать логическую цепочку. Сюжетные картинки — это ещё и возможность развить анализаторные навыки, которые проявляются во время совместного изучения иллюстраций. Педагог с помощью наводящих вопросов при анализе формирует образ мышления и постепенно приучает ребенка к изучению иллюстраций, передав ему «инструмент» (вопросы) для самостоятельной работы.
Для разбора мы будем использовать иллюстрацию «Батюшки!». Вначале предлагаем ребенку изучить эту картинку, а затем с помощью вопросов помогаем выстраивать цепочку событий, происходящих до момента, изображенного на картине. Вопросы:
Где живут бабушка и дедушка? Куда дедушка водил внуков? Удалось ли ребятам набрать грибов? Что бабушка приготовит из грибов? и др. |
|
![]() |
Задавая вопросы, мы помогаем ребенку выстроить цепочку событий, происходящих с персонажами, и можем отследить уровень данного навыка. Педагог оценивает ответы ребенка, уделяя внимание тому, насколько хорошо он объясняет свои ответы и как может анализировать иллюстрацию, а так же отмечает, какие именно детали картины привлекают большее внимание ребенка. Например, дети с расстройствами аутистического спектра меньше внимания уделяют персонажам и их эмоциям и больше смотрят на одежду и предметы; дети с более развитым эмоциональным интеллектом будут уделять внимание персонажам и могут упустить детали. Умение логически выстраивать цепочки событий помогает детям освоить причинно-следственную связь, что в будущем повлияет на их успеваемость в школе: они смогут лучше справляться с гуманитарными науками, решать логические задачи и др.
С помощью упражнения «Сюжетные картинки» мы отслеживаем развитие эмоционального интеллекта у ребенка, уделяя особое внимание оценке адекватности эмоциональных реакций. Разберем на примере иллюстрации «В кафе»: на ней изображен зал кафе, за столом обедает семья: родители и трое детей, все ведут себя по-разному. После первичного знакомства с иллюстрацией необходимо сместить акцент внимания ребенка на поступки и эмоциональную реакцию героев. Вопросы:
Удалось ли маме накормить сына? Почему?
Как думаешь, ему нравятся овощи? Он их любит? И др.
Эти вопросы и наблюдение за эмоциональной реакцией ребенка помогут педагогу точнее оценить способности ученика. Эмоциональный интеллект позволяет ребенку лучше выстраивать коммуникацию с окружающими людьми, понимать литературные произведения; такие дети умеют ощущать настроения других людей и определять их реакции.
Перейдем к оценке навыков речи. Сюжетные картинки подходят для исследования таких речевых навыков, как связная речь, умение правильно выстраивать линию рассказа, использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями. Об этом мы уже говорили ранее. Как это отследить, мы рассмотрим на примере иллюстрации «На детской площадке»: на ней изображены дети, играющие в песочнице, взрослые, сопровождающие их, и другие характерные элементы. Рассматривая картину вместе с ребенком, педагог задает ему вопросы:
Какое место изображено на картине? Какое время года?
Чем заняты бабушки слева от песочницы? Какое у них настроение?
Что происходит на дорожке позади песочницы?
и др.
Вопросы позволяют педагогу оценить не только собственную речевую продукцию ребенка, но и его словарный запас, а также уровень восприятия речи на слух.
На примере иллюстрации «Шкодливый кот» рассмотрим составление рассказа по картинке. Оно подойдет для проверки речевых навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. При этом педагог должен следить за логикой повествования: начало (общее описание места, действующих лиц и т.п.) — середина (основное действие, описание деталей) — конец (подведение итога). Также нужно обращать внимание на соблюдение правил выстраивания речевых конструкций и то, как ребенок пользуется прилагательными и глаголами. После первичного изучения картины педагог предлагает ребенку составить по ней рассказ.
Пример рассказа:
Весеннее утро. Ярко светит солнце. Мама, папа и сын собрались на кухне завтракать. На завтрак будет яичница, бутерброды с колбасой и чай. Пока мама мыла посуду, кот украл кусок колбасы со стола и опрокинул стакан с водой. Мама охнула от неожиданности, она удивлена, а мальчик рассмеялся, глядя на неуклюжего кота. Только папа кота не заметил, потому что зевает. |
|
![]() |
Ребенок может упускать детали или наоборот очень долго описывать предметы, и эти описания также учитываются педагогом при оценке результатов его речевых способностей.
Упражнение «Сюжетные картинки» можно также использовать для проверки памяти ребенка. Так, например, мы можем предложить ребенку внимательно изучить картинку в течение некоторого времени (определяется индивидуально). Затем ученик садится спиной к монитору и отвечает на вопросы педагога. Разберем на примере иллюстрации «Магазин»: на ней изображены покупатели, пришедшие выбирать обои для ремонта. Вопросы:
Зачем семья пришла в этот магазин? Что они покупают?
Сколько на картинке взрослых? А сколько детей?
Кто на картине самый усталый? А кому скучно? И др.
При оценке результатов играет роль упоминание даже малейших деталей, изображенных на картине (например, цвет и рисунок на обоях, выбранных мамой). Вопросы можно усложнять и упрощать, чтобы лучше обследовать способности ребенка и стимулировать поиск наиболее точных и образных средств.
В целом упражнение «Сюжетные картинки» многофункционально, подходит детям с разными образовательными потребностями и легко подстраивается под особенности учеников и разные задачи занятия.
К.В. Лисицына,
дефектолог, психолог, нейропсихолог