<< Оглавление

Мутизм у детей с РАС: как помочь говорить


Нарушения речи у детей с аутизмом встречаются очень часто, наиболее распространенным видом нарушения является мутизм.

 

Мутизм проявляется в полном отсутствии способности к речевой деятельности при сохранной сенсорике и отсутствии локальных поражений мозга.

 

Ребенок может воспринимать речь, но собственная речевая коммуникация сводится к аффективному произнесению отдельных слов или, что бывает значительно реже, фраз. Ребенок слышит и понимает, но не вступает в вербальную коммуникацию.

Для преодоления мутизма важно:

  • терпение и умение добиваться результата, стараясь наращивать речь по 1–2 слова в день;
  • соблюдение режимных моментов для создания более спокойной обстановки;
  • знать методы для развития речи у детей дошкольного возраста, в т.ч. различные игры;
  • стараться не впадать в панику и не слишком торопить ребенка, чтобы не затормозить процесс преодоления нарушения.

Это очень большая нагрузка для родителей, переживающих о том, что их ребенок не может говорить, и они начинают искать специалистов, способных научить ребенка говорить.

В помощь таким специалистам и была разработана программа «РАС. Жизненные компетенции». Все задания в программе созданы специально для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Начнем с главного персонажа. Именно он способен спровоцировать речевую реакцию у детей и, как правило, именно на этапе знакомства с ним мы наблюдаем наибольшее количество речевых реакций — не аффективных, а целенаправленных.

В процессе работы вступая в вербальную коммуникацию с игровым ребенком дети пытаются повторить его фразу, интонацию или постараться ответить на вопросы персонажа. Педагог, находящийся рядом и выступающий в роли проводника, ненавязчиво корректирует ответы, дополняя их и тем самым расширяя речевой репертуар ребенка. А с помощью пульта (геймпада) педагог может изменять эмоциональную реакцию персонажа на экране в соответствии с ответами ребенка, что позволяет скорректировать его поведение во время занятия.

Каждый из пяти блоков упражнений насыщен заданиями, где ребенку необходимо отвечать на вопросы, и это не обязательно вопросы персонажа. Каждый педагог сможет найти в этой программе задания, которые понравятся ученику и позволят обсудить с ребенком происходящее, провоцируя вербальную коммуникацию.


Главное меню с блоками упражнений по разным направлениям работы

 

Есть ряд нюансов, на которые следует обращать максимум внимания:

  • правильная корректная диагностика,
  • привычки и ритуалы ребенка,
  • этапы развития речи и искажения на этих этапах,
  • правильное речевое дыхание.
  • наблюдение за подражательной деятельностью ребенка,
  • отслеживание речевой мотивации,
  • выявление «нежелательных» коммуникаций, чтобы избежать глубоких и долгосрочных откатов достигнутого результата (например: ребенку может быть некомфортно, и он может уходить от общения, если от него требуют смотреть в глаза)

Редкий опыт речевых коммуникаций как правило сопровождается дисфонией. Нарушение громкости (шёпот или крик), темпа (ускоренная или замедленная речь); тона речи (ребенок говорит ненастоящим или не соответствующим ситуации голосом, например, использует рычащую или пищащую речь) проявляется в излишне низком или высоком голосе; нарушение тембра (говорит: охрипло, монотонно, чрезмерно тонко или лающе, в нос или по-детски): очень часто ребенок либо копирует чей-то наиболее запоминающийся для него тембр речи, либо тембр выбран ребенком по принципу наиболее симпатичного для него. Для работы с подобными видами нарушений в блоке «Речевое развитие» есть следующие упражнения: «Город», «Извержение вулкана», «Сказочный замок», «Мельница», «Космический стрелок», «Бабочка», «Репка», «Лифт».

Настраиваемая чувствительность микрофона подойдет для детей с разными нарушениями. Если нам необходимо проработать силу голоса, то лучше всего подойдут такие упражнения, как «Город», «Извержение вулкана». Например, детей с шёпотной речью в упражнении «Извержение вулкана», можно заинтересовать тем, насколько сильным может быть извержение, и мотивировать говорить громче, а детям с громким голосом можно предложить управлять вулканом и остановить опасное извержение.


Упражнения блока "Речевое развитие"

Детям, которые с неохотой произносят звуки, а также детям с ускоренным или замедленным темпом речи подойдет упражнение «Космический стрелок», где от ребенка требуется произнесение звука в определенный момент, чтобы попасть в летающую тарелку. Желание выиграть помогает ребенку начать говорить, делать это четко и контролировать речь. Стоит отметить, что в рамках этого упражнения мы можем изменять не только чувствительность микрофона, но и скорость полета летающей тарелки, тем самым мы можем помочь ребенку изменить темп речи.

Детям с замедленным темпом речи подойдут упражнения «Мельница» и «Бабочка», в которых для плавности движения бабочки и крыльев мельницы нужно произносить слова в ровном темпе, а допустимая пауза регулируется.





Для детей с дисфонией интонации речи, высоты голоса лучше подходит упражнение «Лифт». Во время выполнения этого упражнения мы обращаем внимание ребенка на возможность проявить разную интонацию голоса. При этом ученик может попробовать менять интонацию в рамках одного занятия, ощущая разницу между ними. Педагог может направлять ребенка и помогать ему подобрать наиболее верный тон.

Для работы с нарушением тембра голоса подойдут упражнения: «Сказочный замок», «Бабочка», «Репка». Они помогут наладить плавность, ритм и мелодику речи. Что позволит ребенку говорить чище и уверенней. Здесь также можно изменять сложность, а педагог может предоставить ребенку образец речи, фразы, чистоговорки или скороговорки и затем предоставить ребенку возможность попытаться самому повторить ее как можно более правильно.

Все эти упражнения подходят для коррекции мутизма с сопутствующими дисфониями и способствуют улучшению коммуникативных навыков у детей с РАС. 

К.В. Лисицына,
дефектолог, психолог, нейропсихолог