Компьютерная программа «РАС. Жизненные компетенции»: как правильно организовать занятие
В процессе подготовки к занятию необходимо уделить внимание не только плану работы и оборудованию, но в первую очередь обратить внимание на помещение, ведь по санитарно-гигиеническим нормам оно должно быть хорошо проветренным и убранным. Затем приступайте к настройке оборудования. Очень важно до начала занятия проверить подключение блока, микрофона, пульта (геймпада), руля и педалей. Если во время настройки оборудования возникли проблемы, убедитесь, что блок правильно подключен к компьютеру, а микрофон подключен именно к блоку. Если пульт не работает, проверьте, включен ли он и не надо ли заменить батарейки. Когда оборудование будет готово, запускайте программу и приступайте к индивидуальной настройке. Для этого при запуске выберите ученика из списка (если уже проводились занятия с тренажером) и тогда дополнительно настраивать программу уже не нужно и можно заняться подбором игрового материала.
Если это первое занятие, нужно будет внести новую запись для ученика и настроить задания с учетом его возраста и требований индивидуальной коррекционной программы. В главном меню подберите для нового ученика настройки. Например, можно включить или отключить воспроизведение разных звуков и настроить громкость каждого. Также важно выбрать главного персонажа, с которым хотелось бы взаимодействовать ребенку. Если вы знаете, что он чаще играет с девочками или предпочитает играть с мальчиками, то и персонажа можно сделать предпочитаемого пола, выбрать ему цвет глаз и волос.
![]() |
Помните, что при подборе заданий для детей лучше отталкиваться от возраста и способностей ученика. |
Теперь, когда мы провели проверку и настройку, можно приглашать ученика.
Особенность нашей программы заключается еще и в том, что она может быть поощрением, с которого начнется занятие. В первую очередь стоит убедиться, что ребенок хорошо себя чувствует, и эмоционально настроить его на занятие. Расскажите, что его ждет. Затем необходимо понять, есть ли у ребенка опыт работы с компьютером. Если это первое его занятие с использованием компьютера, тогда мы предлагаем начать с ознакомительного блока: тут есть упражнения, позволяющие ребенку потренировать разные виды управления. Например, упражнение «Покатаем грузовик» управляется с помощью руля, «Поиграем в поезд» — с помощью педалей; «Качели» и «Космический стрелок» — с помощью клавиатуры.
Далее познакомьте ребенка с главным персонажем в упражнении «Знакомство». Тут ученик может поговорить с персонажем, узнать его имя и рассмотреть лицо, что особенно важно. Это упражнение необходимо, чтобы стимулировать детей изучать внешность людей, с которыми им предстоит общаться.
И последнее: что делать, если ребенок боится или отказывается садиться за стол? Предложите ему начать с игры на полу или за столом, но не с программой, а для с игрушками, а уже потом постепенно подключайте программу. Включите для него упражнение «Что на экране?» и предложите поиграть под эти звуки (выбирайте сюжеты «поезд», «огонь», «вода» или «сказочный замок»). Затем постепенно подключите главного персонажа, возьмите зеркало и предложите ребенку просто сравнить себя и человечка на экране. Как только ребенок достаточно заинтересовался программой, можно предложить ему задание по плану.
Помните, что работать с программой рекомендуется в течение 10 минут (4-5 лет) и 15–20 минут (5-6 лет). Затем можно переключиться на игру за столом, а уже потом перейти к играм на ковре. Обязательно добавляйте в занятие игры малой и средней подвижности.
К.В. Лисицына
дефектолог, психолог, нейропсихолог