<< Оглавление

Как продолжить обучение ребенка на длительном лечении


Общая ситуация ● Законодательство ● Отраслевые нормы и правила
● Инициативность родителей – залог успеха

С окончанием разработки, апробации и выпуском в свет программы «РАС. Жизненные компетенции», начался новый интересный этап нашей работы. Показывая программу специалистам, мы убеждались не только в том, что она может быть востребована в работе с детьми с самыми разными нарушениями развития, но и в том, что в некоторых случаях она поможет продолжить процесс обучения детей, в силу обстоятельств оторванных от обычных школьных условий. После участия в V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» мы уверены: проблема острая, и подобные цифровые обучающие продукты должны занять особое место в образовательной практике XXI века.

Мы посвятим проблеме госпитальной педагогики несколько выпусков. В этой части рассмотрим ситуацию с правовой точки зрения, особенно важной для родителей, а в следующих перейдем к организационно-методическим  вопросам.

Заметим, что Конституция РФ закрепляет право на образование, которое гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных и государственных учреждениях (ст. 43). Важные дополнения к этому тезису можно найти в Письме Минобрнауки от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях» 

 

 

В письме уточняется, что дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут получать общее образование

  • в образовательной организации, которая расположена по месту постоянного жительства ребенка, и в которую он зачислен на обучение;
  • в специализированном подразделении самой медицинской организации;
  • в специальном подразделении образовательной организации, находящемся на территории медицинской организации;
  • в близлежащей образовательной организации — с приходящими по расписанию педагогическими работниками данной образовательной организации.

Так по закону. А как на деле зачастую происходит процесс обучения детей, находящихся в стационарах? Во-первых, уточним, что медицинские учреждения разделяются на три уровня в зависимости от сложности оказываемых услуг. В учреждениях первого уровня дети получают помощь не более трех недель, и их обучение осуществляется по месту жительства. Заниматься в своей школе со знакомыми учителями, пусть и в особых условиях, психологически более комфортно для ребенка. При наличии выбора такое обучение предпочтительно. В стационарах второго и третьего уровня лечение может проходить гораздо дольше, организация обучения в них имеет свои особенности. У таких медицинских организаций должен быть заключен договор на оказание образовательных услуг с обычной общеобразовательной школой или со специализированной организацией, которая имеет право на оказание образовательных услуг в госпитальной сфере (с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10). В учреждениях этих типов бывают наиболее полезны компьютерные средства обучения наподобие программы "РАС. Жизненные компетенции", которые могут быть использованы в условиях ограниченного пространства,  госпитального расписания и возможного недостатка инвентаря.

Но как быть, если школа, с которой заключен договор, не имеет технических возможностей предоставлять образовательные услуги ребенку, находящемуся на длительной госпитализации? Ведь она может продлиться более 21 дня с возможными последующими кратковременными реабилитациями. В таком случае закон сохраняет за родителями право проявить инициативу, самостоятельно выбрать образовательную организацию и направить в нее документы на прикрепление ребенка. 

 

Родители могут определить и согласовать с образовательной организацией следующее:

  • расписание занятий, форму обучения и индивидуальный план, особенности образовательных потребностей (все это должно быть согласованно с лечащим врачом);
  • дополнительную поддержку ребенка (социальную или психологическую);
  • способы контакта между родителями, временной образовательной организацией и постоянной образовательной организацией (для передачи сведений об успеваемости, результатах обучения в больнице, корректировки индивидуального плана и др.).

При кратковременном пребывании ребенка в больнице школа может просто передавать родителям домашние задания. Но при длительной госпитализации  отставание от учебной программы может стать серьезным, а у педагогов возникнут сложности с оценкой результатов обучения. В таком случае варианты госпитальных школ становятся наиболее удобными как для родителей и ребенка, так и для школы, потому что госпитальная школа будет обеспечивать не только обучение, но и контроль знаний с последующей передачей результатов в образовательное учреждение, к которому прикреплен ученик.

 

Ребенок может числиться одновременно в двух образовательных учреждениях, с сохранением за ним права на место в той школе, где он обучался до болезни — закону это не противоречит.

Образованию дошкольников уделяется чуть меньше внимания во время госпитализации, хотя короткий дошкольный период очень важен для социализации и будущего развития. Это особенно касается детей с ограниченными возможностями здоровья, которым нужны регулярные коррекционные занятия.

 

Родители дошкольников также имеют право требовать продолжения обучения ребенка в условиях больницы, особенно если нужна коррекционная помощь.

Для обучения дошкольника, проходящего длительное лечение, нужно получить заключение от мед. организации о необходимости обучения на дому и на основании этого подать заявление в образовательное учреждение. Также можно выбрать вид образовательного процесса (подав заявление в администрацию мед. учреждения). Но дошкольные учреждения часто не имеют возможностей для реализации подобных образовательных потребностей воспитанников. Хорошо, если при стационаре есть своя психолого-педагогическая служба, которая может оказывать родителям консультативную и психологическую поддержку. Тогда даже во время госпитализации ребенок будет получать помощь специалистов, которые могут составить или поддержать имеющийся коррекционно-образовательный маршрут.

В заключение еще раз подчеркнем: для детей, находящихся на длительном лечении, есть разные способы получения образования. Не все они могут быть доступны в силу обстоятельств, и их нужно согласовать с лечащим врачом, но они есть и могут сильно облегчить жизнь, когда лечение будет закончено. Даже простые дистанционные занятия по видеосвязи помогут ребенку сократить отставание от школьной программы и чувствовать себя увереннее.

В следующей публикации мы продолжим тему госпитальной педагогики и расскажем о том, как с помощью технических средств обучения, подобных программе "РАС. Жизненные компетенции", помочь детям, особенно дошкольникам и младшим школьникам, в социализации и обеспечить им необходимое развитие в условиях ограничения круга общения и доступного пространства.

К.В. Лисицына