<< Оглавление

Как продолжить обучение ребенка на длительном лечении. Часть 2


Специально для родителей ● Где заниматься ● Поиграем с пользой

В прошлой публикации мы рассказывали о правовых основаниях, на которых должно быть организовано обучение ребенка, находящегося на длительном лечении в больнице. Хорошо, если желание родителей встретило понимание у администрации стационара, педагоги найдены, занятия проводятся. А если нет? Ведь причины для этого могут быть самые разные. И вот здесь инициатива родителей и их информированность о современных технических средствах обучения могут сыграть решающую роль. Тем более что обучение не ограничивается только освоением программы детского сада или школьных предметов, но включает многие другие компоненты. Заниматься ими можно даже тогда, когда ребенок находится вне привычных условий проживания.

Где заниматься?

В прошлом этот вопрос стоял гораздо острее, потому что поставить парту, повесить на стену школьную доску или карту и вправду могло стать проблемой. А сейчас разве трудно найти место для работы с ноутбуком? Да и редкий ребенок в свободное время не держит в руках смартфон или планшет, так что, предложив ему новую игру на компьютере, вы вряд ли его удивите. Только не обычную игру, а серьезные упражнения, замаскированные под забаву. Да и еще и с явным лечебным эффектом. Если администрация больницы приобрела необходимое программное обеспечение, ноутбук с установленными программами вам дадут на медицинском посту. И на его рабочем столе вы стазу заметите ярлычок с корабликом для запуска программы «РАС. Жизненные компетенции». Начнем?

Поиграем с пользой

1. Вводим ребенка в комфортные условия, преодолеваем негативное воздействие ограниченного пространства и строгого режима дня. Каким образом? Могут пригодиться любые компьютерные игры, подходящие возрасту ребенка, напоминающие о привычном быте, домашних занятиях, встречах с друзьями. Только таких, нам кажется, совсем немного, а вот компьютерная программа «РАС. Жизненные компетенции» — как раз из их числа. Запустив ее, можно легко побывать на детской площадке, в парке, в квартире, школе и еще многих других местах. Почему бы попутно не обсудить здесь, куда вы отправитесь после выписки из больницы.
2. Познакомим ребенка с добрым другом или подругой. Пусть они существуют только на экране компьютера, но ведут себя совсем как живые. Гримасничают, радуются, грустят, удивляются, дают задания и доброжелательно оценивают ответы. Ребенку и невдомёк, что управляете этими персонажами вы сами, потратив совсем немного времени на овладение работой с компьютерной мышью или геймпадом.
3. Гонки, стрельба, опасности — почему бы и нет? Только с пользой! Число компьютерных игр, в которых герою предстоит биться с врагами, проявить смелость и отвагу, не подлежит подсчету, но они имеют довольно жесткие возрастные ограничения. А упражнение «Космический стрелок», в котором есть сражение с вражеской летающей тарелкой в открытом космосе, и лазерная пушка стреляет по голосовому сигналу, подходит детям — оно и дыхание укрепит, и владение голосом заметно улучшит.

4. Даже о серьезном – с юмором. Дети любят забавные рисунки, в которых герои попадают в комичные ситуации. Но как редко рассматривание таких картинок или даже целых комиксов сопровождается беседой со взрослым, поднимающим непростые проблемы жизни ребенка. Попробуйте это, а потом сравните с играми-упражнениями программы «РАС. Жизненные компетенции», где, например, надо подобрать подходящее выражение лица для человека, на которого лает огромная злая собака. Понятно, что это будет гримаса страха. А если вместо нее вставить улыбку или отобразить печаль? Ситуация станет нелепой, и ребенок вдоволь повеселится, но попутно расширит свой активный словарь и разовьет способности грамотно выражать свои мысли в монологическом высказывании, описывая несуразность ситуации.

 

5. Компьютер и активные движения — в одном флаконе. Кто сказал, что продолжить обучение на компьютере можно только в статичном положении? Попробуем соединить несложные физические упражнения, развитие ловкости и координации движений. Например, так. Разложите четыре разноцветных листочка вокруг ребенка и давайте задания: «Правой ногой коснись желтого, зеленого, розового. Левой ногой коснись зеленого, красного, желтого». Здесь важно держать равновесие. Или смена ног в прыжке: правая впереди левая позади и наоборот. Катание мяча ногами в положении сидя: мяч нужно прокатить, например, слева направо, захватить ногами и приподнять. А теперь присоедините к компьютеру руль и педали, предложив ребенку покачать качели на экране ножными педалями или поиграть рулем, отправляя грузовик со стройматериалами к недостроенным домам. Тут ловкость и сноровка будут востребованы как никогда, оставив у ребенка самые добрые воспоминания о необычных уроках в скучной больнице.

В следующей публикации мы более подробно разберем упражнения программы «РАС. Жизненные компетенции», в которых желательна работа ребенка вместе с педагогом или родителем, прошедшим минимальную подготовку.

 

К.В. Лисицына, А.Б. Меньков