Как продолжить обучение ребенка на длительном лечении. Часть 3
Управление главным персонажем ● Соединим изображения на экране со знакомыми местами ● Отработаем социально-бытовые навыки на компьютере и с реальными предметами
Пришло время для конкретных рекомендаций, и в третьей части статьи мы поговорим о таких занятиях, к которым вам, педагогам, и вам, родителям, надо подготовиться более предметно. Тогда уроки пройдут с максимальной пользой, а ребенок сможет за короткий срок освоить нужные жизненные навыки. Напомним, что хотя программа «РАС. Жизненные компетенции» предназначена в первую очередь для детей с аутизмом, испытания показали, что она будет полезна самым разным детям, вынужденно оторванным от привычной бытовой среды.
За несколько минут вы освоите манипулятор-геймпад, и ребенок поверит в то, что с ним играет компьютерный персонаж |
Большим пальцем левой руки вы выбираете нужную фонограмму, указательным запускаете ее, а большим пальцем правой руки — отображаете четыре эмоции главного персонажа. Всё! И после этого вы сможете спрятать геймпад от глаз ученика или, если вам поможет родитель для контроля поведения ребенка, даже отойти от стола с ноутбуком достаточно далеко, чтобы у ребенка не осталось сомнений в том, что он подружился с симпатичным компьютерным мальчиком или девочкой. Теперь персонаж будет говорить, давая задания, реагировать мимикой своего лица на действия ученика, сопровождая это соответствующими комментариями. Впрочем, те же действия можно сделать и с помощью клавиатуры и мыши, но заложенный в программу эффект от этого снизится.
|
Соединим изображение на экране со знакомыми местами |
Бытовые упражнения «На кухне», «Ванная комната» и подобные полезны сами по себе, но еще можно добавить к ним простейшее пособие: сделайте фотографии помещений, к которым ребенку нужно привыкнуть, или знакомых, но в которых ему предстоит действовать самостоятельно, например, кухни. Это особенно важно, когда бытовые навыки еще не сформированы, а длительное пребывание вне дома может вызвать их «откат». Фотографии нужно сохранить в телефоне или распечатать и показывать ребенку параллельно с выполнением упражнений на экране.
|
![]() |
Попросите ребенка найти на незнакомой кухне предметы, которые есть на кухне у него дома, а потом те, которых нет, и обсудите назначение неизвестных предметов. Сначала проделайте это в упражнении, а потом с фотографиями. Сначала вы можете использовать те же задания, которые дает персонаж программы, а позже усложнять их на свое усмотрение, добавляя изображения разных кухонь, чтобы ребенок мог в незнакомых условиях или оставшись дома один обеспечить себя чаем, приготовить несложное блюдо из продуктов в холодильнике, помыть за собой посуду, убрать продукты обратно в холодильник, не забыть выключить воду и плиту и т.д.
Отработаем социально-бытовые навыки на компьютере и с реальными предметами |
Самое главное в программе — внимание к упражнениям для развития социально-бытовой и коммуникативной сферы.
Упражнение, которое может пригодиться еще при подготовке к госпитализации — «Ванная комната». Дети могут испытывать значительные трудности и тревогу, когда вынуждены пользоваться незнакомым туалетом. Некоторые даже еще не имеют сформированных гигиенических навыков. Покажите ребенку ванную и туалет в компьютерном упражнении и фото той ванной, которая есть дома. Сначала выполните задания программы. Если они вызывают затруднения, попробуйте использовать фото ванной или туалета из дома: покажите ребенку, что на картинке тоже есть раковина, унитаз и т.д. Объясните порядок действий, например: открыть кран, взять мыло, намылить руки, смыть мыло, в конце вытереть руки и т.п. Пусть ребенок покажет, какие предметы он будет использовать в упражнении и на фотографии настоящей ванной. Это поможет ему чувствовать себя увереннее, когда он окажется в незнакомой ванной, и сосредоточиться на действиях со знакомыми предметами, а не на тревожной ситуации.
|
![]() |
Во время упражнений переходите к действиям с реальными предметами: простые полотенце, кусок мыла, зубная щетка помогут ребенку опереться не только на зрение, но и на другие чувства и легче усвоить материал упражнений. После отправляйтесь с ребенком в ванную или туалет и повторите те же действия, что и в упражнении. Также расскажите ребенку, что в незнакомом туалете нужно заранее проверять наличие туалетной бумаги и воды в кране, а руки сушить в сушилке.
В следующей части мы расскажем об упражнениях, которые помогут ребенку общаться с другими детьми и не потеряться на улице. |
К.В. Лисицына