<< Оглавление

Как продолжить обучение ребенка на длительном лечении. Часть 4


Эмоциям — постоянное внимание ● Дружба и конфликты ● Познавательные развлечения

В завершающей части статьи, посвященной госпитальной педагогике для детей с ОВЗ и в частности с аутизмом, мы поговорим о таких занятиях, которые помогут ребенку ориентироваться на улице и общаться с людьми, а также не потерять приобретенные ранее соответствующие навыки.

Эмоциям — постоянное внимание

Упражнения для определения эмоций детям с РАС нужны всегда, особенно когда ребенок оказывается окружен новыми лицами. Врачи, медсестры, другие дети и их родители — их выражения лица могут вызвать замешательство. Например, если у врача серьезное лицо или сведены брови, ребенок, может подумать, что врач сердится. В упражнении «Найди эмоцию» покажите ребенку чуть нахмуренное лицо главного персонажа и объясните, когда такое лицо бывает. Расскажите, что человек может хмуриться, если сосредоточен, плохо видит или устал, потому что много работает.

Предложите ребенку потренироваться в узнавании эмоций с упражнениями серии «Деревня малышей». Жители деревни весьма эмоциональны, ходить к ним в гости может быть любопытно.

Представьте, что вы с ребенком заходите в гости к каждому жителю, расскажите ребенку о них. Например, удивленный житель не ожидал вашего визита, он с вами совершенно не знаком. А другой вам очень рад, он любит гостей. А третий огорчен, что к нему редко заходят, и грустит — и так далее. Потом предлагайте ребенку самому объяснять чувства, которые испытывают персонажи. Задавайте наводящие вопросы, например спросите, что́ бы он сам чувствовал, если бы к нему пришли гости, которых он давно ждет.

Дружба и конфликты

Чтобы учиться общению со сверстниками, для дошкольников очень полезно упражнение «На детской площадке». Оно показывает, как дети на площадке играют каждый со своими игрушками, рядом сидят взрослые, все заняты своими делами. Попросите ребенка рассмотреть картинку и сказать, кто чем занят, кто с кем общается, кто играет один. Представьте вместе, к кому бы вы хотели присоединиться, какими словами начать знакомство. Здесь также можно использовать фото реальной детской площадки. Объясните, что все игрушки на детской площадке кому-то принадлежат, что нельзя брать чужие игрушки без разрешения и что даже вежливая просьба не гарантирует, что поиграть обязательно дадут, к этому нужно быть готовым и не настаивать, но можно попробовать предложить поменяться игрушками на время. Чтобы спокойнее реагировать на отказ в просьбе «дай поиграть», разыграйте диалог по ролям, а потом наоборот — попросите что-то у ребенка. Не принуждайте ребенка отдавать игрушки, если он к этому не склонен. Чтобы объяснить причину другим детям и их родителям, научите ребенка говорить «я не даю игрушки тем, с кем плохо знаком», — это может помочь избегать конфликтов.

 

Познавательные развлечения

Одно и то же упражнение программы «РАС. Жизненные компетенции» может использоваться совершенно по-разному. Например, «Город в разное время суток», изображающее городскую улицу с людьми и транспортом, меняется с течением дня. С этим упражнением ребенок может изучать смену дня и ночи в природе, правила поведения на дороге (внимание на светофоры), связь городской жизни, погоды и времени суток (куда идут горожане, когда работают магазины, когда больше всего машин и т.д.).

Когда ребенок начнет уверенно отвечать на вопросы к упражнению, можно перейти к использованию фотографий реальных мест, знакомых ребенку, но если есть возможность, лучше подойти к окну и посмотреть на город. Рассмотреть прохожих, предположить, куда и с кем они идут, спешат или нет, какая на улице погода (при этом обращать внимание на то, как одеты прохожие). Это поможет выработать у ребенка привычку быть внимательнее в городе.

   В программе «РАС. Жизненные компетенции» можно найти и другие полезные сюжеты: «режим дня», «в классе», «в магазине» и т.д. Здесь множество упражнений, позволяющих ребенку, длительно находящемуся на лечении, переключать внимание на более знакомые и приятные темы и продолжать учиться общению и приобретать полезные умения.

К.В. Лисицына