<< Оглавление

Рассказ по картине: музыкальная поддержка


Помню, как по окончании моего выступления на одной из конференций ко мне подошла слушательница и сказала: «Я в своей работе с логопедическим тренажером использую упражнение «Рассказ по картине», и мне кажется, не все музыкальные отрывки правильно иллюстрируют изображения. Для некоторых я выбрала бы другую музыку». Пришлось только пожалеть, что это важное замечание не слышали другие участники дискуссии. Воспользуемся же этим сайтом, чтобы разобраться с проблемой.

Во-первых, нельзя считать музыкальные отрывки только лишь «иллюстрациями». В практическом руководстве о них говорится, что они ассоциированы с той или иной картиной. И их задача — вовсе не пытаться передать сюжет звуками, а помочь ученику почувствовать нужное настроение для ответов на вопросы и описания картины своими словами. Собственно, это отмечает и автор методических рекомендаций О.Е. Грибова: «…Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение. С нашей точки зрения, ребенку легче воспринять настроение при мультимодальном способе его презентации. Использование музыки положительно сказывается на расширении набора паралингвистических средств, в частности на интонационном оформлении, при самостоятельном составлении рассказа учениками».

Но подобные замечания показывают, где и что можно улучшить, задача разработчиков — отреагировать на них, расширить функциональность программы, чтобы педагог мог легко предложить своим ученикам разные музыкальные фрагменты на свой выбор. В модификациях 2.2 и 2.2у уже появилась возможность выбирать в упражнениях любую музыку из той, что присутствует на компьютере: можно приобрести диски, скачать записи из Интернета, и пр. А в февральском обновлении (2022) мы сделали следующий шаг: включили второй базовый музыкальный фрагмент, который теперь доступен всем пользователям логопедического тренажера. Обновите программу, зайдите в упражнение «Рассказ по картине» или «Рассказ по картине (для отличников)» и выберите сюжет «Московский дворик» В. Поленова. Справа от картины вы увидите две новые кнопки. Щелчок по левой запустит основную фонограмму, которая уже была в программе, щелчок по правой — запустит вторую, альтернативную, фонограмму. Пока это дополнение реализовано только в одном сюжете, но мы планируем продолжить работу в данном направлении.

 

Немного о том, почему для второго музыкального фрагмента было выбрано именно это сочинение композитора В. Ребикова. Сюжет Поленова многогранен и полон разных настроений, но несомненно, что картина в полной мере отвечает известному высказыванию художника: «Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не сто́ит». Именно поэтому мы посчитали, что по контрасту с основной музыкой П. Чайковского, полной движения и энергии, вторая композиция должна помочь ученику сосредоточиться на постижении той красоты пейзажа, задушевности и поэтичности, которая ясно ощущается в этом прекрасном полотне.

А.Б. Меньков,
кандидат искусствоведения, доцент