Как использовать микрофон при работе с тренажером
Сегодня поговорим о такой простой стороне работы с логопедическим тренажером, как правильное использование микрофона. Казалось бы, всё очевидно: надо включить компьютер и тренажер, взять микрофон в руки или воспользоваться настольной подставкой для него — и можно работать с упражнениями. Но практика общения с педагогами показала, что им в процессе занятий приходится решать такие вопросы: кто должен держать микрофон — ученик или педагог? На каком расстоянии от губ? А как правильно расположить микрофон в руке? И как быть с тем, что ученик вдруг решил попробовать микрофон на вкус? Попробуем разобраться.
В самом начале работы с логопедическим тренажером необходимо научить ученика обращению с микрофоном. Это происходит с помощью показа и словесного объяснения педагога — в зависимости от возможностей ребенка. При необходимости на дальнейших занятиях советуем напоминать ребенку об этих правилах.
|
Ученик произносит в микрофон необходимые звуки и видит на экране результат — правильно или неправильно он выполнил задание. Очевидно, что, если микрофон находится слишком далеко или слишком близко от губ, звук может искажаться и результат упражнения будет неточным. Конечно, здесь играет роль и сила голоса ученика и звукоулавливание самого микрофона. Опытным путем было установлено оптимальное расстояние отдаления от микрофона до губ ученика: 3–8 см. В нашем практическом руководстве к тренажеру приводится именно такое расстояние. Но если голос ребенка слишком слабый, что часто бывает на начальном этапе работы, лучше придерживаться минимально возможного расстояния. Поэтому для каждого ученика расстояние и положение микрофона нужно проверять опытным путем.
Расположить микрофон в руке лучше таким способом: держать за корпус ниже мембраны микрофона, не позволяя пальцам перекрывать ее, иначе звук не будет захватываться должным образом. И еще: звук должен направляться в середину мембраны, поэтому необходимо следить за правильным наклоном микрофона. Многие специалисты по актерскому мастерству считают, что микрофон следует держать всеми пальцами руки, но не кулаком. Мы не настаиваем на таком способе, понимая, что ребенку, особенно маленькому, удобнее держать микрофон именно кулаком.
Если используется подставка для микрофона, то очень важно расстояние, на котором располагается микрофон, а также его положение по отношению к лицу говорящего. Очень вероятно, что для каждого ученика придется искать свое положение.
А может ли педагог сам держать микрофон за ученика — вопрос довольно неоднозначный. Рекомендуем все же развивать самостоятельность ученика, доверяя ему такое важное задание — держать микрофон. Но если с этим возникают проблемы, советуем педагогу только поддерживать и направлять микрофон, не забирая его совсем из руки ребенка.
И конечно же, не следует разрешать ученику облизывать микрофон, стучать им по столу, бросать или пытаться разобрать его на части, такие действия приводят к поломке оборудования. Если ребенок не в состоянии воспринять эти правила, можем рекомендовать заинтересовать его процессом игры во время выполнения упражнения и отвлечь от неправильного поведения. Упражнение «Космический стрелок» прекрасно подойдет для этой цели.
И еще вопрос, который обязательно придется решить при работе с микрофоном: как очистить сам микрофон и надо ли дезинфицировать микрофон после каждого ученика? В соответствии с требованиями СанПиН, после завершения работы с каждым учеником необходимо обработать микрофон специальными очищающими или дезинфицирующими салфетками с маркировкой «для техники» или мягкой тряпочкой или салфеткой, слегка смоченной спиртом, предварительно отключив микрофон от источника питания и соблюдая должную аккуратность. А вот мыть с водой, мылом или чистящим средством — категорически нельзя, после этого микрофон может быть непригоден к дальнейшему использованию.